В современных образовательных учреждениях активно используются новые эффективные формы и методы организации учебного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий. Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемого – одна из актуальных задач настоящего времени. На сегодняшний день тестирование как форма контроля знаний учащихся широко применима на всех ступенях различных форм образования, а проведение единого экзамена и организации преемственности в образовании в целом, без тестирования представить невозможно.
Именно поэтому в системе современного образования придается особое значение организации процесса тестирования и разработке банков тестовых заданий.
Основным требованием, предъявляемым к программному обеспечению в учебном процессе, на сегодняшний день, должно являться требование о возможности портирования его на разные программные платформы под любые операционные системы – кроссплатформенность.
В данной статье речь пойдёт о практическом опыте разработки пакета программного обеспечения в среде IDE Lazarus, распространяющейся по лицензии GNU/GPL, и являющейся на сегодняшний день самым удачным и долгоживущим бесплатным аналогом IDE Delphi известной компании Borland.
IDE Lazarus является наиболее приемлемой средой для разработки программного обеспечения практически любого уровня сложности.
Так, например в 2009 году в ишимбайском филиале УГАТУ на защиту дипломного проекта был представлен пакет программного обеспечения для проведения аттестационных работ, полностью выполненный в IDE Lazarus. Первоначально разработка вышеуказанного ПО предполагала возможность работы c использованием передачи данных по локальной сети с использованием клиент-серверной архитектуры, что в дальнейшем оказалось невозможным по причине отсутствия необходимых компонентов для работы с сетевыми протоколами TCP/IP и UDP. Существование сторонней библиотеки (INDI v.10) необходимых компонентов данной проблемы не решило, так как после установки попытки использовать сетевые компоненты, такие как TCP-client, TCP-server, UDP-client и UDP-server появлялось сообщение об ошибке. Смысл сообщения заключался в том, что установленные компоненты предназначены для работы в среде IDE Delphi, которая в свою очередь отсутствовала, и в других средах их работа не предусмотрена. Отсутствие необходимой документации по данному вопросу привело к решению об отказе использования сетевой архитектуры. Данное решение вызывает ряд неудобств, заключающихся в основном в необходимости переноса файла-базы с вопросами и вариантами ответов на каждую ЭВМ, участвующую в процессе проведения аттестации и архивированием результатов.
Так же, успешно применяется, разработанная ранее программа «Вычислительная техника» версии 1.0, предназначенная для информационно-технических отделов и отделов, производящих обслуживание орг. техники. Программа содержит в себе такие данные как, например, количество заправок каждого печатающего устройства, его ремонт, дефекты марки тонеров и т. п.
Использование данного ПО, позволило отказаться от покупки лицензии на аналогичное платное ПО, что привело к снижению общих затрат на покупку программного обеспечения более чем на 10000 руб. Использование IDE Lazarus, вместо IDE Delphi снизило эти затраты, примерно на 90000 руб. за 1 лицензию.
Если учесть весь компьютерный парк УГАТУ, а точнее количество ЭВМ, занятых в учебном процессе, то получается более экономичным проведения занятий по объектно-ориентированному программированию не в среде Delphi, а в Lazarus.
На сегодняшний день ведётся разработка автоматизированной системы расписания в IDE Lazarus. Одна из основных функций заключается в возможности приёма-передачи данных по сети. В связи с отсутствием необходимых сетевых компонентов, как было упомянуто выше, данный вопрос решается путём использование командного (консольного) интерпретатора Windows. Позволяющего с помощью определённого набора команд (net и xcopy), совершать передачу необходимых данных (файлов) о расписании занятий от диспетчера расписания к терминалу отображения расписаний.
Основные проблемы при внедрении IDE Lazarus, как правило, заключаются в нежелании пользователей (преподавателей) осваивать новое программное обеспечение и отсутствии необходимой документации по вышеуказанной среде разработки. И, хотя, вторая проблема, так или иначе, решается за счёт использования документации по IDE Delph, то с первой – нежеланием пользователей поделать, к сожалению, пока ничего не удаётся.
По материалам сайта Кибер Клан
|