Внедрение
автоматизации в библиотеку не просто веяние времени, а основное условие повышения
производительности и качества труда библиотечных работников, единственнаяэффективная возможность оперативно
обеспечивать пользователя необходимыми ему данными на различных носителях
информации. При этом следует четко представлять, что автоматизация может быть
вызвана двумя обстоятельствами: наличием реальной необходимости и возможностью
практической реализации.
Разработка
омской компании «Hitsoft» – АБИС «Комплексная
вузовская библиотечная технология» - дала нам такую возможность практической
реализации автоматизации библиотечных процессов в ОмГТУ. «Концепция
компьютеризации библиотеки ОмГТУ», принятая в декабре 1995 года и излагающая
цели, задачи и общие принципы построения и поэтапного внедрения АБИС, а также
состав оборудования для пускового комплекса локальной сети библиотеки, вошла в
План мероприятий по реализации «Программы информатизации деятельности
университета» на 1995-1996 гг.
Следует
заметить, что в течение двух последующих лет администрация библиотеки пыталась
изменить остаточный принцип оснащения библиотеки средствами вычислительной
техники (бывшими в употреблении компьютерами, не способными по техническим
параметрам работать в составе локальной сети). Выход нашелся – приобретение
компьютеров на долевом финансировании университета и собственных средств
библиотеки. В 1998 году введена в эксплуатацию локальная сеть библиотеки ОмГТУ,
электронный каталог стал доступен читателям. Число сотрудников отдела
автоматизации увеличилось с 1 до 3.
Автоматизацию
библиотеки нередко связывают с процессом создания электронного каталога -
основы для функционирования автоматизированной библиотечной информационной
системы (АБИС). Мы всегда понимали, что этого не достаточно. Руководству вуза
нужны весомые аргументы в целесообразности вложения денежных средств именно в
библиотеку. Информационное обеспечение учебного, научного и воспитательного
процесса - главное предназначение вузовской библиотеки. Показать
заинтересованность и способность сотрудников предоставлять читателям новые
информационные продукты на нетрадиционных носителях– вот лучший аргумент для руководства.
Приобретение в 1997 году базы данных «Электронные реферативные журналы ВИНИТИ»
и установка этого однопользовательского продукта в многопользовательском режиме
использования с дополнительнымсервисом
для читателяпредоставило нам
возможность получить первые компьютеры. Сейчас на наших 48-ми компьютерах работает
20 баз данных.
Наличие реальной необходимости - второе
обстоятельство автоматизации - библиотека осознала к 2000 году, и тому были
целыйряд причин:
-возросшее
количество баз данных, предоставляемых пользователю в различных вариантах
доступа (сетевой, локальный, Интернет), вызвали ощутимые трудности в
администрировании локальной сети библиотеки, поддержании целостности и
информационной безопасности;
-преимущественное
функционирование баз данных под управлением операционной системы Windows (в отличие от действующей на тот момент АБИС, работающей
в DOS);
-моральное
старение АБИС «Комплексная вузовская библиотечная технология», неспособность
поддерживать телекоммуникационные технологии и импорт/экспорт данных в коммуникационных
форматах;
-участие
библиотеки ОмГТУ в Программе «Корпоративные библиотечные системы» Института
Открытое общество.
Выбор
новой системы автоматизации библиотек ИРБИС (интегрированная расширяемая библиотечно-информационная
система) (ГПНТБ России) – оптимальное решение многих проблем в автоматизации
библиотечных процессов в ОмГТУ и качественное улучшение информационного
обслуживания. Поэтапное ее внедрение предусмотрено «Программой развития библиотечно-информационного
обслуживания в Омском государственном техническом университете на 2001-2003
годы».
Сегодня научную библиотеку ОмГТУ по
праву можно оценить, как наиболее продвинутую в плане автоматизации и
информатизации среди вузовских библиотек города Омска. На сегодняшний день в
автоматизированном режиме обрабатывается весь объем поступающих в библиотеку
документов, включая издания на нетрадиционных носителях информации (дискеты, CD-ROM, видео- и
аудиоматериалы), проводится аналитическая роспись статей из сборников,
периодических изданий научного и научно-производственного направления по
профилю специальностей университета.
Современная система автоматизации
библиотек ИРБИС, в которой работает библиотека с мая 2001 года, позволяет нам
формировать библиографические записи в формате RUSMARC, выполнять двустороннюю конверсию данных в трех
коммуникативных форматах, создавать библиографические указатели и списки,
формировать и печатать листы инвентарной книги, все виды каталожных карточек
для поддержания карточных каталогов и картотек статей. В настоящее время объем
электронного каталога составляет без малого 40000 записей. Кэлектронному каталогу организован доступ с 20
читательских рабочих мест на территории библиотеки, а также в удаленном доступе
через сеть Интернет с библиотечного WEB-сайта.
Традиционные библиотечные процессы
выполняются в локальной компьютерной сети, которая объединяет все
технологические операции работы с изданием с момента поступления в библиотеку
до передачи ее в соответствующий фонд хранения, а именно: комплектование (от
заказа до регистрации поступления), каталогизацию и систематизацию, подготовку
выходных и печатных форм. АБИС ИРБИС позволяет нам пересматривать и изменять
сложившиеся библиотечные ручные, а также выполняемые ранее автоматизированные
операции, максимально использовать принцип однократности ввода и многократности
использования введенной информации, уменьшить количество бумажных
технологических документов. При таком подходе автоматизация рассматривается
нами как средство совершенствования технологии и управления библиотекой.
Работа
нашей секции проходит в рамках празднования юбилея университета, поэтому
хочется кратко обозначитьосновные
этапы в создании единой автоматизированной библиотечно-информационной системы
ОмГТУ:
в 1996 году в структуру библиотеки включено новое
подразделение - отдел компьютеризации библиотечно-информационных
процессов;
приобретено и введено в эксплуатацию библиотечное
программное обеспечение «Комплексная вузовская библиотечная технология», а
затем в 2001 году - автоматизированная библиотечная информационная система
ИРБИС (ГПНТБ РФ) с модулями поддержки Интернет-технологий (WEB-ИРБИС и Z39.50-ИРБИС);
библиотека ОмГТУ – региональный представитель
ГПНТБ РФ по распространению и сопровождению системы автоматизации
библиотек ИРБИС;
внедрена в библиотеке сетевая технология на базе
локальной вычислительной сети, в составе которой в настоящее время 3
выделенных сервера (1 - головнойфайл-сервер локальной сети, поддерживающий функционирование АБИС
ИРБИС, и контроллер домена библиотеки; 2 – сервер баз данных библиотеки; 3
– коммуникативный сервер для WEB-
и Z39.50-приложений) и 38 рабочих станций. Всего в
сети работает 41 компьютер. Этапы внедрения компьютеров в технологический
процесс библиотеки, а теперь уже и сопровождение, выполняются силами
отдела автоматизации самостоятельно;
с конца 1998 года библиотека ОМГТУ подключена к
Интернет. На сегодня интернет в библиотеке доступен с 8 рабочих мест;
главные специалисты отделов библиотеки пользуются
персональной электронной почтой;
силами отдела автоматизации создан и
самостоятельно поддерживается WEB-сайт
библиотеки, благодаря которому о нас узнали многие тысячи пользователей
Интернет и с которого организован доступ к электронному каталогу и
корпоративному библиотечному каталогу омского региона;
большинство сотрудников обучены и успешно
работают с компьютерами. Только за 2001-2002 гг. 24 библиотекаря (1/3
работающих) успешно прошли обучение компьютерной грамотности и получили
сертификаты.
Появилось, хотя и не 100%-ое, понимание
необходимости замены традиционного способа выполнения библиотечных
операций на новые, компьютеризированные;
с 1999 года работает заказ и электронная доставка
документов по межбиблиотечному абонементу от служб «Русский курьер» (РГБ
России) и ГПНТБ СО РАН (Новосибирск);
приобретено 15 полнотекстовых и реферативных
регулярно пополняемых баз данных, среди которых правовые базы данных
(КонсультантПлюс, Гарант, базы данных ФАПСИ, нормативные документы системы
образования России), базы данных рефератов патентов России и описаний
изобретений к патентам РФ, электронная библиотека стандартов СНГ и России;
библиотека является членом корпорации библиотек
«Электронно-информационный консорциум (ЭИКОН)» - пользователей онлайновых
периодических полнотекстовых информационных изданий - Научной Электронной
библиотеки РФФИ, электронных периодических изданий агентства EBSCOPublishing), Американского института физики;
организовано получение по электронной почте
электронных записей библиографических описаний из Российской Книжной
Палаты («Российская библиография для автоматизированных библиотечных
информационных систем: книги, брошюры, статьи из журналов и сборников,
авторефераты диссертаций» - летописи РКП в электронном виде);
формируется коллекция изданий на CD-ROM, с
которыми можно поработать в читальном зале периодических изданий и
электронных учебников, взять на дом;
получены 3 гранта Института Открытое общество
(Фонд Сороса) по программе «Автоматизация библиотек» Мегапроекта
«Пушкинская библиотека», разработку которых вел отдел автоматизации.
Участие в этой программе обеспечило библиотеку новой вычислительной
техникой и системным программным обеспечением;
библиотека ОмГТУ – участник Корпоративной
библиотечной системы Омского региона, поддерживает доступ к собственным
ресурсам по WEB- и Z35.50-технологиям;
на базе отдела автоматизации формируется
полнотекстовая база данных учебно-методических, научных изданий
сотрудников ОмГТУ, основа электронной библиотеки университета. Поиск
документов в электронной библиотеке осуществляется через модуль поиска
АБИС ИРБИС;
с 2001 года ведется электронная картотека
читателей в рамках системы ИРБИС (введено более 10 тыс. записей на
читателей).
Современная
научная библиотека должна располагать всеми видами материалов для удовлетворения
информационных потребностей пользователей в максимально короткие сроки. Наша библиотека
всегда рассматривала автоматизацию как средство для расширения информационного
потенциала в обслуживании читателей (студентов, преподавателей и сотрудников).
Информация должна быть не просто доступна, а именно в короткие сроки. Поэтому
отдел автоматизации придерживается принципа – по возможности устанавливать
доступ к информационному ресурсу с максимального количества рабочих станций,
чтобы читатель не ждал своей очереди сесть за компьютер. Это увеличивает
нагрузку на инженера-администратора локальной сети библиотеки, высококвалифицированного
специалиста. Благодаря таким людям, мы достигли хороших результатов и
современного состояния в области компьютерной техники и информационных технологий.
На сегодня самая главная задача – не потерять достигнутого (особо важное – это
штат сотрудников отдела автоматизации) и продвигаться вперед по основным
направлениям в развитии автоматизированных технологий:
компьютеризация рабочих мест на участках обслуживания
(абонементы учебной и научной литературы, читальный зал периодических
изданий и электронных учебников);
подготовка книжного фонда к электронной
книговыдаче (штрих-кодирование изданий и читательских билетов).
Ретроспектива фондов отдела учебной литературы и читального зала
справочно-информационных изданий, частично читального зала
социально-экономической литературы введена в электронный каталог, но не
штрих-кодирована;
ввод в эксплуатацию интегрированной в АБИС ИРБИС
подсистемы книгообеспеченности учебного процесса, которая требует ввода
большого объема данных о специальностях и дисциплинах вуза. Эту
электронную картотеку будет вести сотрудник отдела учебной литературы;
расширение и модернизация локальной библиотечной
сети: завершение перевода сети 10 Мбит/с на пропускную способность в 100
Мбит/с, наращивание парка компьютеров на уже автоматизированных местах,
замена морально устаревающих машин на современные;
полноценное вхождение локальной сети библиотеки в
корпоративную компьютерную сеть университета, библиотечные ресурсы должны
быть доступны не только с территории библиотеки, а с любого компьютера
вуза (здесь проблема пока скорее в согласованности действий
администраторов сетей библиотеки и вуза в целом). Главное – это контроль и
учет доступа, а это опять ложиться на администратора сети библиотеки;
подключение к библиотечной сети структурных
подразделений библиотеки, расположенных в корпусах ОмГТУ (3 больших
читальных зала);
приобретение полнотекстовых баз данных и
электронных изданий для оперативного удовлетворения постоянно растущих
информационных потребностей читателей. Задача достаточно трудная для
отдела автоматизации, поскольку сейчас на рынке информационных услуг нет
четкого стандарта. Любая организация, имеющая коммерчески-интересную информацию
(базы данных), представляет ее в виде, который либо не учитывает
возможности российского пользователя, либо использует устаревшие форматы и
программное обеспечение, а кроме того не имеет демо-версий для
предварительного ознакомления;
развитие системы доступа в онлайновом режиме к
внешним базам данных (Интернет), расширение их ассортимента;
развитие корпоративного обмена между вузовскими
библиотеками Омска и распределенными библиотечными системами России.
Хорошие ресурсы, но пока еще не достаточно используемые для каталогизации
изданий;
организация физического доступа и обеспечение
комплексного использования различных каналов получения информации, поиск
новых ресурсов и регистрация доступа к ним. Здесь хочется особо отметить
необходимость оценки качества информационного ресурса. В интернет их
сейчас появляется все больше, но хорошее редко бывает бесплатно, а платить
за ресурс, который не будет использоваться, расточительно. С моей точки
зрения, оценивать ресурс должна не библиотека, а заинтересованные структуры
(кафедры, подразделения).
Библиотека,
особенно вузовская, не имеет права отставать от уровня знаний своих пользователей.
Поэтому, прежде всего, должна создавать благоприятные условия для доступа к
информационным ресурсам любого вида и категории доступа, т.е. выполнять функции
информационного центра, на основе автоматизации собственных технологических
процессов, информатизации, применения компьютерных и телекоммуникационных
технологий.